Фефочка.ру - Женский журнал




Масленица

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
6 января 2007

Само слово "масленица" появилось в 16 веке. Масленицу в народе так любили, что, кроме многочисленных ласковых имен для всей недели ("касаточка", "сахарные уста", "целовальница"), придумали названия и для каждого из семи дней. Дни были строго расписаны: кто к кому в гости ходит, кто кого угощает.

Понедельник назвали встречей: в этот день встречают широкую Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, поют встречные песни.

В этот день свекор со свекровью отправляли невестку на целый день к отцу с матерью. Кто думает — погостить-отдохнуть, ошибается. Невестка должна была помочь по хозяйству, так как вечером в понедельник свекор со свекровью отправлялись в гости к сватам. За блинками, не торопясь, договаривались о том, в какие дни кому из родни визиты наносить, как всю эту неделю праздновать.

В старину царь Петр I самолично открывал гулянья в первопрестольной у Красных ворот. С этого места, куда ни кинь взгляд, все пело, плясало, на качелях качалось, с гор мчалось.

С понедельника начинали печь блины. Кажется — чего уж проще! Ан, нет. К молодым, которые впервые встречали Масленицу самостоятельно, с утра пораньше приходила теща, чтобы научить дочерей печь хорошие блины.

Увы, сейчас этот обычай утерян. А зря. Бог с ними, с блинами (хотя у тещ они почему-то всегда получаются вкуснее), но ведь "простую радость человеческого общения" ничем не заменишь. К тому же лишний почет тестю с тещей не помешает.

Все знают пословицу "Первый блин комом". А, собственно, почему — разве дело только в непрогретой сковороде? Первый блин предназначался душам усопших родителей. Его клали на подоконник и говорили при этом: "Честные наши родители! Вот для вашей души блинок!"

…Дети зазывали Масленицу немудреными и ласковыми словами: "Уж ты ль, моя Масленица, красная коса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, кветочка, ясочка, ты же моя перепелочка! Приезжай ко мне во тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться. Выезжала честная Масленица, широкая боярыня на семидесяти семи санях козырных, во широкой лодочке, во велик город пировать, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…"

Второй день Масленицы, вторник, называется заигрышами. Начинались безудержные игры. Тут и знаменитые снежные, ледяные крепости (между прочим, не что иное, как последний приют зимы), и девичья потеха — качели, и скоморошьи частушки… Главное в заигрышах — любовная тема. Молодоженам разрешалось даже целоваться прилюдно; холостые парни высматривали себе невест, а девушки оценивающе поглядывали на суженых. Для того и устраивались ледяные горки.

Третий день Масленицы, среда, — лакомка. В этот день зятья к тещам приходят на блины. В современных семьях зятьев немного — в лучшем случае, один-два. А раньше накормить полдюжины зятьев было делом разорительным. Отсюда и присказка "Масленица-объедуха — денег приберуха". Но ничего не попишешь: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи!"

Тещины блины — это по обычаю целый пир. Уж каких только не напечет — и маленьких, и больших, и молочных, и пряженых, и с икрой, и с селедочкой. А уж о напитках и речи нет — только бы на ногах устоять.

Едва все приходят в себя после визита к теще, как наступает четвертый день — широкий четверг. Вот когда начинается настоящий разгул! Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать. Особенно дети: "Трынцы-брынцы, пеките блинцы! Мажьте масленее, будет вкуснее! Трын-трынца, подайте блинца!" Гостевания продолжаются — с подарками, с хмелем, ведь не все коту Масленица, надо успеть нагуляться перед Великим постом.

Пятый день Масленицы называется выразительно — тещины вечерки. Теперь уж зять тещу блинами угощает. Да не просто, если та зайдет, а с предварительным приглашением. Чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Говорят, "у тещи зятек — любимый сынок". Вот он и доказывает, что так и есть. А чтобы теще приятнее было, заодно приглашалась вся мыслимая родня: пусть посмотрит, как зять тещу привечает.

Шестой день этой разгульной недели — золовкины посиделки Невестка дарит золовкам подарки. В этот день сжигали чучело Масленицы — и окончательно прощались с зимой. Пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

И вот завершающий день — прощеное воскресенье, проводы, целовальник. Все названия верны, все ясны. Заканчивается гулянье, нет больше обжорства, похмелья.

В этот день "масляница" торжественно сжигалась. Заранее для костра собирались старые плетни, испорченные бочки и прочее. К этому костру направлялась печальная процессия, девушки пели жалобные песни, в которых "масляницу" называли обманщицей (в связи с великим постом, который наступает сразу после праздничных пиршеств). Все бросали в костер остатки масленичного обжорства и даже зарывали в снег пепел чучела, чтобы от него следов не осталось — как и от зимы.

Это день очищения, день подготовки к посту. "Прости меня, если виноват". — "И ты меня прости". — "Бог простит". Прощение сопровождалось взаимными поклонами и поцелуями. Сначала просят прощения младшие у старших. Молодожены обязательно приезжают к тестю с тещей, к свекру со свекровью, к кумовьям одаривать за свадебные подарки. Кроме самих подарков, приносили и пряники с узорами и надписями: Кого люблю — того дарю. — От милого подарок дороже золота. — Чин чина почитай, и подарок не забывай. Тульские пряники, белевские медовики, вяземские коврижки считались у наших отцов дорогими подарками.

Прощеное воскресенье — это еще и день поминовения. Просят прощения у умерших, для чего идут на кладбище, оставляют на могилах блины. Если через три дня ничего там не останется — значит, "там" зла не помнят.

Удивительно, как творчески подходили наши языческие предки к христианству! Устанавливая сырную неделю с ее полускоромной пищей, православная церковь хотела смягчить переход от мясоеда к великому посту. Такая забота на Руси была понята по-своему: соединившись с языческой Масленицей (древним русским Новым годом — встречей весны), "скоромная" неделя не только попала в праздники, но и стала синонимом самого широкого разгула. В эту неделю скромный и набожный русский народ как бы разгибал спину и старался потопить все заботы и тяготы будничной жизни в веселье. Озабоченные наступающим праздником обжорства, люди закупали великое множество снеди, а также обновки бабам и девкам: надо было принимать гостей и самим ходить в гости.

В большом торговом селе устраивались "съездки" — катания на санях. Катались все, но больше всех "новожены" — молодые супруги, обвенчавшиеся в предшествовавший мясоед. По старинному обычаю они должны объехать всех, кто пировал у них на свадьбе, и принять участие в "столбах": молодые пары в свадебных нарядах вставали рядами (столбами) вдоль улицы, а народ требовал, чтобы они показали, как любят друг друга. Праздничные визиты также считались обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходили к кумовьям с хлебом-"прощенником", украшенным изюмом и вензелями. Кум с кумою, в свою очередь, приносили крестнику чашку с ложкой и ситцу на рубаху, а более богатые дарили свинью, овцу или жеребчика.

Наиболее популярными масленичными развлечениями были кулачные бои или "игры в мяч": парни и семейные мужики из нескольких деревень сходились на реку и двумя командами гоняли тряпичный мяч ногами — чем не футбол! В целом Масленица — с ряжеными, процессиями, призывами весны — аналогична европейскому карнавалу, только попроще и первобытнее. Парни и девушки делали из соломы чучело, одевали его в женский наряд, в одну руку вкладывали бутылку с водкой, в другую — блин. Это и есть "сударыня Масленица". Чучело становили в сани, рядом прикрепляли еловую ветку, разукрашенную лентами. Эти сани везли парни, за ними тянулась длинная вереница салазок, переполненных нарядными девушками.

С песнями ехали до катальной горы, где до вечера продолжалось катание. На следующий день в сани с "сударыней" впрягали лошадь, увешанную бубенцами и лентами. В вереницу саней попарно садились парни и девки и с пением ездили по селу, причем парни пользовались всякой остановкой, чтобы выпить и закусить. Масленичные обычаи сводились к тому, чтобы ускорить свадьбы, помочь холостой молодежи найти себе пару: "Не целуй меня в сенях, целуй на Масляну в санях".  

По окончании Масленицы принято сходить в баню. В понедельник будет не до веселья — начнется Великий семинедельный пост.



Читайте далее:

 

© «Женский журнал Фефочка.ру» 2006-2024. E-mail: admin@fefochka.ru
Использование материалов сайта разрешено только
при наличии активной ссылки на главную страницу журнала.